В 1913, или 1914, или 1915 году, в какой именно день — неизвестно,
русский художник польского происхождения Казимир Малевич взял небольшой
холст: 79,5 на 79,5 сантиметров, закрасил его белой краской по краям, а
середину густо замалевал черным цветом. Эту несложную операцию мог бы
выполнить любой ребенок — правда, детям не хватило бы терпения закрасить
такую большую площадь одним цветом. Такая работа под силу любому
чертежнику, — а Малевич в молодости работал чертежником, — но
чертежникам не интересны столь простые геометрические формы. Подобную
картину мог бы нарисовать душевнобольной —
да вот не нарисовал, а если бы нарисовал, вряд ли у нее были бы
малейшие шансы попасть на выставку в нужное время и в нужном месте. Проделав эту простейшую операцию, Малевич стал автором самой
знаменитой, самой загадочной, самой пугающей картины на свете — «Черного
квадрата». Несложным движением кисти он раз и навсегда провел
непереходимую черту, обозначил пропасть между старым искусством и новым,
между человеком и его тенью, между розой и гробом, между жизнью и
смертью, между Богом и Дьяволом. По его собственным словам, он «свел все
в нуль». Нуль почему-то оказался квадратным, и это простое открытие —
одно из самых страшных событий в искусстве за всю историю его
существования.
...
Читать дальше »
|
|